Основные операции с файлами и папками. Работа с файлами и папками в Windows XP: операции с объектами Какие операции с файлами можно выполнять

Копирование и перемещение

  • 1 способ. Разместить на рабочем столе два окна: источник и приемник копирования. Выделить в окне-источнике необходимые значки. Несколько значков выделяются при нажатой клавише Ctrl. Перетащить мышью выделенные значки в окно-приемник, указав на любой из выделенных значков. При одновременно нажатой клавише Ctrl происходит копирование, без нее - перемещение элементов (при условии, что папки находятся на одном диске). excel печать файл архивация
  • 2 способ. Выделить копируемые элементы. Выбрать меню Правка/Копировать (Вырезать). При выборе "Вырезать" произойдет перемещение. Открыть папку-приемник. Выбрать меню Правка / Вставить.

Удаление файлов и папок

Удаление файлов выполняется выбором элементов и нажатием клавиши Delete. При этом отмеченные элементы перемещаются в специальную папку - Корзину. При очистке корзины происходит уничтожение файлов. Существует еще операция стирания файлов, когда специальными служебными программами кластеры, в которых содержались стираемые файлы, заполняются случайными данными.

Групповые операции с файлами

Если требуется выполнить операцию копирования или удаления с большим количеством файлов одновременно, то выделять их удерживая Ctrl не очень удобно. Можно выделить целую группу подряд идущих значков, щелкнув по первому их них и при нажатой клавише Shift - по последнему. Однако, в этом случае требуется определенным образом упорядочить значки. Для этого следует открыть папку с файлами и обратиться к меню Вид/Упорядочить значки. Существует 4 способа упорядочивания значков в папке: по имени, по типу, по размеру, по дате. Например, необходимо скопировать все файлы с расширением.txt. В этом случае следует упорядочить значки по типу, после чего все файлы типа.txt будут сгруппированы вместе и, использовать клавишу Shift для их выделения. Аналогичный прием применяется для выделения "старых" файлов (упорядочение по дате), "маленьких" (упорядочение по размеру) и в других стандартных ситуациях.

Если в окне не показана полная информация о файлах (расширение, объем и дата создания), следует обратиться к меню окна папки Вид / Таблица и в окне будут выведены все характеристики файлов.

Переименование файлов и папок.

Переименование файла или папки выполняется либо через меню Переименовать, вызываемого щелчком правой кнопки мыши на соответствующем значке, либо щелчком по имени выделенного значка.

Замечание. Удаление или переименование невозможно, если указанный файл уже открыт каким-либо приложением.

Архивация -- перекодирование данных с целью уменьшения их объёма. Сжатие данных -- процедура перекодирования данных, производимая с целью уменьшения их объёма. Применяется для более рационального использования устройств хранения и передачи данных.

Сжатие бывает без потерь (когда возможно восстановление исходных данных без искажений) или с потерями (восстановление возможно с искажениями, малозаметными для человеческого глаза или уха). Сжатие без потерь обычно используется при обработке компьютерных программ и данных, реже - для сокращения объёма звуковой, фото- и видеоинформации. Сжатие с потерями применяется для сокращения объёма звуковой, фото- и видеоинформации, оно значительно эффективнее сжатия без потерь. Сжатие основано на устранении избыточности информации, содержащейся в исходных данных. Примером избыточности является повторение в тексте фрагментов (например, слов естественного или машинного языка) . Подобная избыточность обычно устраняется заменой повторяющейся последовательности более коротким значением (кодом) . Другой вид избыточности связан с тем, что некоторые значения в сжимаемых данных встречаются чаще других, при этом возможно заменять часто встречающиеся данные более короткими кодами, а редкие -- более длинными (вероятностное сжатие) . Сжатие данных, не обладающих свойством избыточности (например, случайный сигнал или шум), невозможно без потерь. Также, обычно невозможно сжатие зашифрованной информации.

При хранении данных решаются две проблемы: как сохранить данные в наиболее компактном виде и как обеспечить к ним удобный и быстрый доступ (если доступ не обеспечен, то это не хранение). Для обеспечения доступа необходимо, чтобы данные имели упорядоченную структуру. При этом образуются адресные данные. Без них нельзя получить доступ к нужным элементам данных, входящих в структуру.

Поскольку адресные данные тоже имеют размер и тоже подлежат хранению, хранить данные в виде мелких единиц, таких, как байты, неудобно. Их неудобно хранить и в более крупных единицах (килобайтах, мегабайтах и т. п.), поскольку частичное заполнение одной единицы хранения приводит к неэффективности хранения.

В качестве единицы хранения данных принят объект переменной длины, называемый файлом.

Файл - это последовательность произвольного числа байтов, обладающая уникальным собственным именем.

Обычно в отдельном файле хранят данные, относящиеся к одному типу. В этом случае тип данных определяет тип файла.

Поскольку в определении файла нет ограничений на размер, можно представить себе файл, имеющий 0 байтов (пустой файл), и файл, имеющий любое число байтов.

В определении файла особое внимание уделяется имени. Оно фактически несет в себе адресные данные, без которых данные, хранящиеся в файле, не станут информацией из-за отсутствия метода доступа к ним. Кроме функций, связанных с адресацией, имя файла может хранить и сведения о типе данных, заключенных в нем. Для автоматических средств работы с данными это важно, поскольку по имени файла они могут автоматически определить адекватный метод извлечения информации из файла.

Имя файла состоит из двух частей: собственно имени и расширения файла.

Собственно имя файла может состоять из букв русского и английского алфавитов, цифр и специальных символов. При этом его длина не должна превышать 256 символов.

В зависимости от расширения все файлы делятся на две большие группы: исполняемые и неисполняемые.

Исполняемые файлы - это такие файлы, которые могут выполняться самостоятельно, т. е. не требуют каких-либо специальных программ для их запуска. Имеют следующие расширения:

  • - exe - готовый к исполнению файл (tetris.exe; winword.exe);
  • - com - файл операционной системы (command.com);
  • - sys - файл операционной системы (Io.sys);
  • - bat - командный файл операционной системы MS-DOS (autoexec.bat).

Неисполняемые файлы для запуска требуют установки специальных программ. Так, например, для того чтобы просмотреть текстовый документ, требуется наличие какого-либо текстового редактора. По расширению неисполняемого файла можно судить о типе данных, хранящихся в данном файле. Объединить несколько файлов в один можно с помощью утилиты cat(1), сокращенно от "concatenate" (сцеплять, связывать). Изначально эта утилита была разработана для объединения нескольких текстовых файлов в один, но может быть использована и для других целей.

Чтобы объединить два или несколько файлов в один, необходимо просто перечислить файлы после команды cat и перенаправить вывод в новый файл. Утилита cat работает со стандартным вводом и выводом, поэтому необходимо использовать символы оболочки для перенаправления. Например: $ cat file1 file2 file3 > bigfile

Эта команда возьмет содержимое файлов file1, file2 и file3 и объединит их в файл bigfile.

Утилита cat также используется для просмотра содержимого файлов. Многие пользователи для просмотра текстовых файлов выполняют cat, указав имя файла, и затем пропускают вывод через more или less:

$ cat file1 | more

Так же cat часто используется для копирования файлов. Любой файл можно скопировать, выполнив:

$ cat /bin/bash > ~/mybash

Файл /bin/bash будет скопирован в домашний каталог, под именем mybash.

Рассмотренные здесь примеры, это лишь несколько из возможных вариантов применения cat. Так как cat предоставляет расширенный контроль над стандартным вводом и выводом, она идеальна для применения в сценариях и для использования в качестве части более сложных команд.

При решении задач на компьютере пользователю приходится выполнять некоторые действия, связанные с обслуживанием папок и файлов: создание папок и файлов, их копирование, перемещение, удаление . Действия по обслуживанию папок и файлов можно осуществлять посредством Проводника или с использованием Окон папок .

Создание папки: чтобы создать папку, вложенную в другую папку, необходимо открыть «порождающую» папку, используя Проводник или Окно папки . Далее можно использовать либо пункт меню (Файл ), либо контекстное меню, затем выполнить команду Создать→Папку→ Набрать имя папки нажать клавишу Enter .

Копирование/перемещение папок и файлов: файлы и папки можно копировать/перемещать с диска и/или из папки в папку. При перемещении папка/файл «удаляется» с прежнего места, при копировании создается копия, а все исходное остается на прежнем месте.
Способы выполнения этих операций:
-двухшаговый процесс с использованием буфера обмена, перетаскивание кнопкой мыши. При перемещении папки/файла можно использовать Проводник или Окно папок .

Переименование папки/файла: чтобы переименовать объект, его надо выделить и применить команду Переименовать из меню Файл или контекстного меню. После чего ввести новое имя или исправить прежнее.

Удаление папок/файлов: Корзина - это специальная системная папка, в которой помещены удаленные папки и файлы. В корзине папки и файлы хранятся до тех пор, пока они не будут удалены из Корзины или Корзина не будет полностью очищена. Для удаления папки/файла их надо выделить, а затем применить команду Удалить из меню Файл или контекстного меню, либо нажать клавишу Delete . Система запросит подтверждение на удаление выделенных объектов. Удаленные файлы также можно восстановить, используя корзину, но давно удаленные файлы могут быть изъяты из Корзины автоматически, так как ее размер ограничен.

Ярлык - это файл, содержащий указатель (ссылку) на некоторый объект в дереве ресурсов: другой файл, папку или принтер. Ярлык обеспечивает непосредственный доступ к объекту, например, с рабочего стола.

Буфер обмена - это специальная область оперативной памяти, обслуживаемая системой, предназначена для передачи данных между приложениями (фрагментами текста, графики и т.д.). Буфер обмена пытается обеспечить совместимость форматов, по крайней мере, при передаче фрагмента документа между родственными приложениями. Для передачи данных через буфер обмена необходимо скопировать выделенный фрагмент документа в буфер, затем перейти к другому приложению, установить курсор в место вставки и вставить фрагмент из буфера.

18) Обслуживание внешних устройств памяти средствами служебных программ ОС.


19) Основные элементы управления интерфейса пользователя Windows. Объектно-ориентированный подход организации интерфейса.

Элеме́нт интерфе́йса - примитив графического интерфейса пользователя, имеющий стандартный внешний вид и выполняющий стандартные действия.

Типовые элементы интерфейса :

Кнопка (button)

Радиокнопка (radio button)

Флажок/переключатель (check box)

Значок (иконка, icon)

Список (list box)

Дерево - иерархический список (tree view)

Раскрывающийся список (combo box, drop-down list)

Поле редактирования (textbox, edit field)

Элемент для отображения табличных данных (grid view)

Меню (menu)

Главное меню окна (main menu)

Контекстное меню (popup menu)

Ниспадающее меню (pull down menu)

Окно (window)

Панель (panel)

Диалоговое окно (dialog box)

Модальное окно (modal window)

Вкладка (tab)

Панель инструментов (toolbar)

Полоса прокрутки (scrollbar)

Ползунок (slider)

Строка состояния (status bar)

Всплывающая подсказка (tooltip, hint)

Встречаются и другие элементы управления , которые могут не входить в некоторые наборы:

Радиальное меню - кольцевое меню вокруг курсора. Выбор пункта меню осуществляется движением курсора в направлении пункта меню.

Кнопка последовательного выбора - элемент, значение в котором выбирается последовательным нажатием мыши по нему. В отличие от раскрывающегося списка, такая кнопка не позволяет видеть другие значения, кроме выбранного.

Счётчик - двунаправленный вариант для числовых значений. Нажатие на кнопку позволяет изменить значение параметра на единицу в большую или меньшую сторону.

Heads-up display - отображение поверх всех элементов значение каких-то параметров, либо важных сообщений.

Пузырь - подсказка, наподобие филактера в комиксах, которая указывает на элемент-источник сообщения.

Валкодер - вращающийся элемент управления, наподобие ручки настройки во многих радиоприёмниках. Может быть как одно- так и многооборотным.

Скрываемый виджет - элемент, позволяющий скрыть часть элементов управления, когда они не используются.

Объе́ктно-ориенти́рованное, или объектное, программи́рование (в дальнейшем ООП) - парадигма программирования, в которой основными концепциями являются понятия объектов и классов. В случае языков с прототипированием вместо классов используются объекты-прототипы.

Основные понятия:

- Абстрагирование - это способ выделить набор значимых характеристик объекта, исключая из рассмотрения незначимые. Соответственно, абстракция - это набор всех таких характеристик.

- Инкапсуляция - это свойство системы, позволяющее объединить данные и методы, работающие с ними, в классе и скрыть детали реализации от пользователя.

- Наследование - это свойство системы, позволяющее описать новый класс на основе уже существующего с частично или полностью заимствующейся функциональностью.

- Полиморфизм - это свойство системы использовать объекты с одинаковым интерфейсом без информации о типе и внутренней структуре объекта.

- Прототип - это объект-образец, по образу и подобию которого создаются другие объекты.

В центре ООП находится понятие объекта. Объект - это сущность, которой можно посылать сообщения, и которая может на них реагировать, используя свои данные. Данные объекта скрыты от остальной программы. Сокрытие данных называется инкапсуляцией.

Наличие инкапсуляции достаточно для объектности языка программирования, но ещё не означает его объектной ориентированности - для этого требуется наличие наследования.

Но даже наличие инкапсуляции и наследования не делает язык программирования в полной мере объектным с точки зрения ООП. Основные преимущества ООП проявляются только в том случае, когда в языке программирования реализован полиморфизм; то есть возможность объектов с одинаковой спецификацией иметь различную реализацию.

Язык Self, соблюдая многие исходные положения объектно-ориентированного программирования, ввёл альтернативное классам понятие прототипа, положив начало прототипному программированию, считающемуся подвидом объектного.

20) Настройка интерфейса пользователя. Настройка Главного меню, Рабочего стола.

Настройка интерфейса пользователя : Windows поддерживает три типа пользовательского интерфейса: Web-подобный , классический и смешанный . Настройка интерфейса осуществляется следующим образом: Пуск→Настройка→Свойства папки→Вкладка Общие→Выбор типа . Если выбран тип Смешанный , то необходимо нажать кнопку Настроить и задать значение параметров настройки. Далее описываются приемы работы, принятые классическом интерфейсе.

Настройка Главного меню: Windows позволяет добавлять в Главное меню новые пункты, причем только в вершину главного меню или подменю Программы . Способ добавления пункта: следует выделить файл и перетащить его правой кнопкой мыши на кнопку Пуск . Система автоматически создаст для него ярлык, который будет расположен в вершине Главного меню . Любой пункт может быть перемещен, удален и переименован. Главное меню является папкой, с которой можно работать как с обычной папкой, используя Проводник.

Настройка Рабочего стола: Windows позволяет изменить пользователю фоновый рисунок и фоновый узор Рабочего стола , заставку, которая появляется, когда некоторое время не обращаются к компьютеру, и продолжительность этого периода, а также оформление отдельных элементов, например, окна: цвет, шрифт и т.п. Порядок действий для выполнения такого рода работы следующий: Пуск→Настройка→Панель управления→Экран. В появившемся диалоговом окне, открывая соответствующие вкладки, устанавливать желаемые значения элементов управления.

21. Текстовые редакторы как средство подготовки правовых документов: основные и дополнительные возможности и функции (MS Word).

Различные текстовые редакторы, такие как MSWord используются для подготовки, создания, редактирования, просмотра и вывода на экран различных, в том числе и правовых документов.

Возможности MS Word:

Создавать профессионально выглядящие документы, содержащие такие выразительные элементы как графики и диаграммы;

Придавать документам согласованный внешний вид с помощью применения стилей и тем, которые воздействуют на шрифт, размер, цвет, эффекты текста и фон страницы;

Сохранять и заново использовать такое готовое содержимое и форматированные элементы как титульный лист и врезки;

Создавать персонифицированные сообщения электронной почты и письма к нескольким получателям, не набирая несколько раз один и тот же текст;

Делать информацию в длинных документах понятной с помощью составления оглавлений, индексов и библиографий;

Защищать документы, осуществляя контроль над тем, кто и какие изменения может производить над документами, удаляя персональную информацию и применяя цифровую подпись

22. Структура текстового документа, основные элементы, их назначение. Понятие абзаца, виды, правила оформления.

1. Основными структурными элементами документа являются символ, слово, абзац, страница, раздел.

Символ определяется в первую очередь видом шрифта, размером и начертанием. В MS Word возможно использование 256 различных символов.

Слово – это набор символов между двумя пробелами.

Страница характеризуется размером бумажного листа и параметрами размещения текста: полями, отступами от колонтитулов, способами вертикального выравнивания, ориентации текста. Набор текста в Word осуществляется в режиме автоматизированной верстки страниц. Размер строки зависит от параметров абзаца и формата символов.

Раздел - это область документа, которая характеризуется определенным форматом печатной страницы; видом и содержанием колонтитулов; способом нумерации страниц; видом сносок в тексте и т. д. Количество разделов в документе не ограничено.

2. Абзац - это поле документа, набор и котором ведется без нажатия клавиши Enter. В текстовом процессоре Word текст - это последовательность абзацев, разделяющихся специальным символом «конец абзаца», который вводится при нажатии клавиши Enter. Абзац является основным структурным элементом текста, т.к. несет законченную мысль.

Оформление абзаца: абзац имеет определенные параметры, которые уже заданы при создании нового документа, однако их можно при необходимости изменять. Изменять параметры можно или для одного абзаца, или сразу для нескольких (их следует выделить курсором).

Параметрами являются: межстрочный интервал, выравнивание на странице, интервал перед и после абзаца, отступ первой строки, отступы слева и справа, табуляция и т.д.

К абзацам относят абзац основного текста, заголовки, оглавление, списки и т.д.

23. Основные этапы подготовки текстового документа.

Основными этапами подготовки документа являются: ввод текста, редакторская обработка и форматирование.

1. Ввод текста можно осуществлять посредством его набора с клавиатуры и вставлять в документ различные текстовые фрагменты из других документов.

2. После ввода текста он подвергается различным изменениям. Редактирование документа в Word осуществляется командами меню или нажатием клавиш на клавиатуре ПК.

Операции редактирования (удаление, вставка, перемещение) осуществляются над:

· Символами

· Строками

· Фрагментами

Ввод символов осуществляется с клавиатуры (в режиме вставка или замена), а для удаления символов используют клавиши Backspace или Delete.

Операциями редактирования для строк являются: удаление строки, разделение одной строки на две, слияние двух строк в одну, вставка пустой строки.

Операции редактирования (копирование, перемещение и удаление) для фрагментов. Фрагментом называется непрерывная часть текста. Для удаления, копирования, перемещения фрагмента необходимо его выделить.

3. Форматирование документа – это изменение его внешнего вида. WORD обеспечивает форматирование документов на пяти различных уровнях:

· на уровне символов (изменение гарнитуры, начертания, размера и цвета шрифта, межбуквенного интервала в слове, анимации и т.д.)

· на уровне абзацев (выравнивание по левому краю, по правому краю, по центру и по ширине; отступы справа и слева; отступ первой строки; отступы до и после абзаца; межстрочный интервал, управление разбивкой на страницы и т.д.)

· на уровне страниц (параметры страниц, ориентация страниц, рамка, колонтитулы первой страницы, четных и нечетных страниц и т.д.)

· на уровне разделов (формирование разделов со следующей страницы или на текущей странице, разбиение текста на колонки и т.д.)

· на уровне документа (номера страниц, оглавление и т.д.).

24. Правила ввода текста. Средства автоматизации ввода текста (MS Word).

Набор текста осуществляется нажатием клавиш на клавиатуре ПК, при этом очередной символ отображается на экране в позиции курсора, а курсор перемещается на одну позицию вправо. Пробелы, которые текстовый редактор автоматически вставляет для выравнивания строк, называют “мягкими”.

“Жесткие” пробелы вносятся в текст при нажатии клавиши Пробел на клавиатуре ПК. Признаком отделения слова от слова является «Жесткий» пробел, поэтому между словами необходимо устанавливать один «Жесткий» пробел. Знак препинания не надо отделять пробелом от предшествующего слова, а после знака препинания необходимо обязательно вводить пробел. “Жесткий” признак конца строки создается нажатием клавиши Enter для указания завершения абзаца.

Для создания объекта – папки, ярлыка, текстового документа – в окне проводникаили Мой компьютер необходимо выполнить следующие действия:

· в меню Файл указать команду Создать и выбрать тип объекта (например, Папка ) (рис. 4.23) или воспользоваться одноименной командой в контекстном меню;

· в окне появится значок нового объекта и подпись, созданная по умолчанию. В качестве примера на рис. 4.24 показаны значок и подпись, отображенные в окне после выбора команды Создать, Папка ;

· ввести новое имя объекта и нажать клавишу Enter.

Рис. 4.23. Команды меню Файл, Создать

Рис. 4.24. Значок новой папки и подпись, созданная по умолчанию

Файлы и папки, как и любые другие объекты, можно копировать, перемещать, удалять и переименовывать. В этом разделе мы будем использовать слово «объект» для обозначения файлов и папок.

Чтобы скопировать, переместить, удалить или переименовать объект, сначала его необходимо выделить . Для этого щелкают объект мышью – его значок и подпись к нему изменят цвет. Снять выделение можно щелчком мышью любого свободного места на экране.

Чтобы выделить сразу несколько объектов, надо удерживать в процессе их выделения клавишу Ctrl (рис. 4.25). Для выделения объектов, расположенных подряд, нажимают клавишу Shift и щелкают на первом и последнем объекте. Для выделения в окне всех объектов выбирают команду Выделить все в меню Правка или нажимают клавиши Ctrl+A. Чтобы снять выделение с одного или нескольких объектов, не отменяя выделение остальных, надо нажать на клавишу Ctrl и щелкнуть мышью объект, с которого снимаете выделение.

Рис. 4.25. Выделение нескольких объектов

Копирование объекта заключается в его дублировании и воспроизведении в другой папке, на ином диске или компьютере. В процессе копирования на экране появляется индикатор хода работы (рис. 4.26), отражающий процесс копирования. Надпись над индикатором показывает имя файла, а также то, из какой папки в какую производится копирование. В ходе данного процесса ниже индикатора указывается, сколько еще времени займет копирование.

Рис. 4.26. Индикатор хода работы, отображающий процесс копирования

Перемещение и копирование объекта можно выполнить несколькими способами:

· с помощью команд меню;

· с помощью кнопок на панели инструментов, дублирующих команды меню;

· путем перетаскивания мышью.

Копировать или перемещать объект можно с одного диска на другой или из одной папки в другую. Для перемещения/копирования объекта в окне проводника или Мой компьютер с помощью команд меню Правка надо выполнить следующие действия (рис. 4.27):

· выделить объект в окне;

· выбрать в меню Правка команду Вырезать для перемещения выделенного объекта или команду Копировать – для копирования объекта. Эти же команды можно выбрать в контекстном меню, которое отобразится на экране после щелчка правой кнопкой мыши на объекте;

· выделить папку, в которую будет вставлен объект, и выбрать в меню Правка команду Вставить .

Команды, указанные в последних двух пунктах, можно выбрать в контекстном меню.

Рис. 4.27. Копирование объекта с помощью команд меню

Объект можно переместить или скопировать с помощью мыши, используя метод перетаскивания. Для копирования/перемещения объекта мышью поступают следующим образом.

1. В левой панели окна проводника щелкают мышью папку, в которой находится объект, подлежащий перемещению, чтобы отобразить его в правой области окна.

2. С помощью полосы прокрутки располагают дерево папок так, чтобы была видна та папка, в которую копируется/перемещается объект.

3. Устанавливают указатель мыши на значке перемещаемого объекта, нажимают левую кнопку и, не отпуская кнопки, перетаскивают его значок из правой области окна проводника на значок требуемой папки, расположенной в левой области окна.

В процессе перетаскивания указатель мыши перемещается на экране вместе со значком объекта. Перетаскивание объекта в папку, находящуюся на том же диске, приводит к его перемещению, на другой диск – к его копированию. Для копирования объекта в другую папку того же диска во время перетаскивания значка удерживайте нажатой клавишу Ctrl.

При копировании объекта с помощью мыши рядом со стрелкой указателя появляется квадрат, внутри которого виден значок «+».

Когда указатель мыши со значком объекта приближается к папке, последняя выделяется цветом (рис. 4.28).

Рис. 4.28. Выделение цветом папки, когда указатель мыши со значком объекта приближается к ней

Если переместить объект, удерживая нажатой правую кнопку мыши, появится контекстное меню, в котором можно выбрать команду Копировать , Переместить, Создать ярлыки или Отменить (рис. 4.29).

0

Рис. 4.29. Меню, появляющееся после перемещения объекта мышью при нажатой правой кнопке

Для копирования файла/папки на дискету обычно выполняют следующие действия:

· вставляют дискету в дисковод;

· выделяют в окне нужный файл или папку;

· в меню Файл выбирают команду и имя гибкого диска, на который следует произвести копирование, например Отправить , Диск 3,5 (A ) .

В настоящее время на большинство компьютеров устанавливают приводы CD-R и CD-RW. На записываемых (CD-R) и перезаписываемых (CD-RW) компакт-дисках проще, чем на дискетах, хранить информацию, и многие пользователи используют их для хранения программного обеспечения, фотографий, нужных файлов и папок. Можно записать аудиокомпакт-диск с помощью Проигрывателя Windows. Напомним, что объем стандартного компакт-диска 650 Мбайт, высокой плотности – 700 Мбайт и больше. Чтобы записать компакт-диск, не требуется дополнительного программного обеспечения.

Для копирования файлов и папок на компакт-диск надо выполнить следующие действия:

· вставить чистый компакт-диск в дисковод;

· нажать кнопку Пуск, щелкнуть правой кнопкой мыши пункт меню Мой компьютер и выбрать в контекстном меню команду Проводник ;

· выбрать файлы и папки, которые необходимо записать: щелкнуть их правой кнопкой мыши, удерживая нажатой клавишу Ctrl;

· выбрать в контекстном меню команды Отправить , CD - RW дисковод ;

· в окнепроводника в меню Файл выбрать команду Записать файлы на компакт-диск.

Процесс записи облегчает Мастер записи компакт-дисков, который создает папку, имеющую такой же объем, какой имеют записываемые файлы

Поставляемое с Windows ХР программное обеспечение для записи компакт-дисков представляет собой облегченную версию приложения Easy CD Creator фирмы Roxio. В качестве полнофункциональной программы для работы с дисками можно использовать Nero Ahead Software (http://www.nero.com) или Roxio Easy CD Creator (http://www.roxio.com). При использовании программы записи, не входящей в комплект поставки операционной системы, желательно отключить встроенные средства записи Windows, чтобы избежать конфликтов между этими продуктами.

При сохранении или копировании файла на компакт-диск операционная система вначале создает временные файлы, в которых воспроизводит полный образ компакт-диска на жестком диске компьютера, а затем передает данные на устройство записи компакт-диска для проведения окончательной записи. При записи компакт-диска рекомендуется иметь не менее 1 Гбайта свободного пространства на жестком диске для временных файлов.

При работе с файлом или папкой иногда возникает необходимость изменить их имя.

Для изменения имени папки/файла выделяют требуемый значок в окне проводника или Мой компьютер , выбирают команду Переименовать из меню Файл и вводят новое имя. Эта же команда содержится в контекстном меню, которое появляется после щелчка на объекте правой кнопкой мыши.

Удалить файл, папку или ярлык после выделения значка объекта можно следующими способами.

1. Выбрать команду Удалить меню Файл.

2. Нажать кнопку Удалить на панели инструментов.

3. Нажать клавишу Delete.

4. Перетащить значок удаляемого объекта мышью в корзину (см. ниже раздел «Корзина»). Значок перетаскиваемого объекта при этом исчезнет.

5. Перетащить значок объекта в корзину, нажав правую кнопку мыши. После того, как кнопка будет отпущена, появится контекстное меню с перечнем команд: Переместить и Отменить.

В Windows удаляемый объект не уничтожается, а перемещается в корзину для временного хранения. Если необходимо сразу удалить объект, не помещая его в корзину, нажимают клавиши Shift и Delete одновременно.

При попытке удалить папку/файл появляется окно с запросом на подтверждение удаления объекта (рис. 4.30). Запрос позволяет избежать случайного удаления объекта. За счет установки соответствующих флажков в окне свойств корзины на вкладке Глобальные можно удалить объект, не помещая его в корзину и не получая запроса с предложением подтвердить удаление.

Одновременное удаление группы файлов выполняется после их выделения.

Для отмены в окне Мой компьютер или проводника последней операции перемещения, копирования либо переименования объекта выбирают команду Отменить … в меню Правка или нажимают кнопку Отменить на панели инструментов Обычные кнопки. Команду можно вызвать и с помощью клавиш Ctrl+z.

Сжатие файлов и папок производят для их более компактного размещения на носителе, сокращения времени их передачи по сети. Сжатые файлы и папки помещаются в архив. Соответственно, программы, выполняющие упаковку и распаковку файлов, получили название архиваторов.

Архивация файлов и папок, находящихся на жестком диске, на подключенное к компьютеру устройство с магнитной лентой (стример), на дискеты или жесткий диск (в том числе на сетевой диск) необходима для защиты данных от потерь, возникающих в результате перебоев с электроснабжением, отказа оборудования, некорректной работы программного обеспечения, ошибок пользователей. В случае повреждения исходных файлов их можно восстановить, обратившись к архиву.

В настоящее время используются несколько десятков программ-архиваторов: ARJ, AIN, ACE, IMP, LHA, PETITE, Zip, Rar. В Windows XP реализована полная поддержка архивов в ZIP-формате. Пользователь может легко создавать архивы, просматривать их содержимое и извлекать из них файлы и папки. Подробные сведения о сжатом объекте (имя, тип, расположение, размер до и после сжатия и т.д.) можно получить, щелкнув его правой кнопкой мыши и выбрав команду Свойства .

При перемещении файла из обычной в сжатую папку он сжимается. Работа со сжатой папкой выполняется так же как с обычной папкой. Двойной щелчок объекта, помещенного в сжатую папку, запускает программу, в которой он создан, и открывает файл или папку. Чтобы извлечь один файл/папку из архива, перетащите его в другую папку мышью. Для извлечения всех объектов выделите сжатую папку в окне, выберите Файл и команду Извлечь все – запустится программа мастер извлечения файлов и папок из архива.

Ход занятия

1. Организационный момент: приветствие, проверка явки и готовности к занятию

2. Сообщение темы, цели занятия, критериев оценки

Актуализация знаний (повторение изученного материала)

В настоящее время все операционные системы для персональных компьютеров обеспечивают взаимодействие с пользователем с помощью графического интерфейса.

Это позволяет даже начинающему пользователю компьютера уверенно работать в среде операционной системы (проводить операции с файлами, запускать программы и так далее).

Объяснение нового материала

Графический интерфейс позволяет осуществлять взаимодействие человека с компьютером в форме диалога с использованием окон, меню и элементов управления (диалоговых панелей, кнопок и так далее).

Операционная система Windows имеет достаточно удобный графический интерфейс, построенный на следующих основных элементах:

Рабочий стол

Панель задач

Окна

4.Диалоговые компоненты (меню, панели инструментов, кнопки, …)

Пиктограммы и ярлыки

Рабочий стол (РС) - исходное состояние диалоговой среды MS Windows. РС раскрывается на экране после запуска MS Windows. На «поверхности» РС располагаются ярлыки наиболее часто используемых приложений, документов, папок, устройств.








Файлы и файловая система

Все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов.

Файл - это определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти.

Имя файла. Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и так далее). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании (табл. 4.2).

В различных операционных системах существуют различные форматы имен файлов. В операционной системе MS-DOS собственно имя файла должно содержать не более 8 букв латинского алфавита, цифр и некоторых специальных знаков, а расширение состоит из трех латинских букв, например: proba.txt



В операционной системе Windows имя файла может иметь длину до 255 символов, причем можно использовать русский алфавит, например: Единицы измерения информации.doc

Файловая система. На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется используемой файловой системой.

Каждый диск разбивается на две области: область хранения файлов и каталог. Каталог содержит имя файла и указание на начало его размещения на диске. Если провести аналогию диска с книгой, то область хранения файлов соответствует ее содержанию, а каталог - оглавлению. Причем книга состоит из страниц, а диск - из секторов.

Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) может использоваться одноуровневая файловая система , когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов (табл. 4.3). Такой каталог можно сравнить с оглавлением детской книжки, которое содержит только названия отдельных рассказов.

Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска используется многоуровневая иерархическая файловая система , которая имеет древовидную структуру. Такую иерархическую систему можно сравнить, например, с оглавлением данного учебника, которое представляет собой иерархическую систему разделов, глав, параграфов и пунктов.

Начальный, корневой каталог содержит вложенные каталоги 1-го уровня, в свою очередь, каждый из последних может содержать вложенные каталоги 2-го уровня и так далее. Необходимо отметить, что в каталогах всех уровней могут храниться и файлы.

Например, в корневом каталоге могут находиться два вложенных каталога 1-го уровня (Каталог_1, Каталог_2) и один файл (Файл_1). В свою очередь, в каталоге 1-го уровня (Каталог_1) находятся два вложенных каталога второго уровня (Каталог_1.1 и Каталог_1.2) и один файл (Файл_1.1) - рис. 4.21.

Файловая система - это система хранения файлов и организации каталогов.

Основные операции с файлами.

В процессе работы на компьютере наиболее часто над файлами производятся следующие операции:

  • копирование (копия файла помещается в другой каталог);
  • перемещение (сам файл перемещается в другой каталог);
  • удаление (запись о файле удаляется из каталога);
  • переименование (изменяется имя файла).

Графический интерфейс Windows позволяет проводить операции над файлами с помощью мыши с использованием метода Drag&Drop (перетащи и оставь). Существуют также специализированные приложения для работы с файлами, так называемые файловые менеджеры : Norton Commander, Windows Commander, Проводник и др.

В некоторых случаях возникает необходимость работать с интерфейсом командной строки. В Windows предусмотрен режим работы с интерфейсом командной строки MS-DOS.

Подведение итогов занятия

6. Рефлексия:

Что запомнилось на занятии?

Что понравилось?

В чем возникли трудности?

7. Домашнее задание: записи.

Набор файловых операций

Файловая система ОС должна предоставлять пользователям набор операций для работы с файлами, оформленный в виде системных вызовов. В различных ОС имеются различные наборы файловых операций. Наиболее часто встречающимися системными вызовами для работы с файлами являются [13 , 17 ]:

  1. Create (создание). Файл создается без данных. Этот системный вызов объявляет о появлении нового файла и позволяет установить некоторые его атрибуты;
  2. Delete (удаление). Ненужный файл удаляется, чтобы освободить пространство на диске;
  3. Olien (открытие). До использования файла его нужно открыть. Данный вызов позволяет прочитать атрибуты файла и список дисковых адресов для быстрого доступа к содержимому файла;
  4. Close (закрытие). После завершения операций с файлом его атрибуты и дисковые адреса не нужны. Файл следует закрыть, чтобы освободить пространство во внутренней таблице;
  5. Read (чтение). Файл читается с текущей позиции. Процесс, работающий с файлом, должен указать (открыть) буфер и количество читаемых данных;
  6. Write (запись). Данные записываются в файл в текущую позицию. В случае если она находится в конце файла, его размер автоматически увеличивается. В противном случае запись производится поверх существующих данных;
  7. Append (добавление). Это усеченная форма предыдущего вызова. Данные добавляются в конец файла;
  8. Seek (поиск). Данный системный вызов устанавливает файловый указатель в определœенную позицию;
  9. Get attributes (получение атрибутов). Процессам для работы с файлами бывает крайне важно получить их атрибуты;
  10. Set attributes (установка атрибутов). Этот вызов позволяет установить необходимые атрибуты файлу после его создания;
  11. Rename (переименование). Этот системный вызов позволяет изменить имя файла. При этом такое действие можно выполнить копированием файла. По этой причине данный системный вызов не является необходимым;
  12. Execute (выполнить). Используя данный системный вызов, файл можно запустить на выполнение.

Рассмотрим примеры файловых операций в ОС Windows 2000 и UNIX. Как и в других ОС, в Windows 2000 есть свой набор системных вызовов, которые она может выполнять. При этом корпорация Microsoft никогда не публиковала список системных вызовов Windows, кроме того, она постоянно меняет их от одного выпуска к другому . Вместо этого Microsoft определила набор функциональных вызовов, называемый Win 32 API (Win 32 Application Programming Interface). Эти вызовы опубликованы и полностью документированы. Οʜᴎ представляют из себябиблиотечные процедуры, которые либо обращаются к системным вызовам, чтобы выполнить требуемую работу, либо выполняют ее прямо в пространстве пользователя.

Философия Win 32 API состоит в предоставлении всœеобъемлющего интерфейса, с возможностью выполнить одно и то же требование несколькими (тремя-четырьмя) способами. В ОС UNIX всœе системные вызовы формируют минимальный интерфейс: удаление даже одного из них приведет к снижению функциональности ОС.

Многие вызовы API создают объекты ядра того или иного типа (файлы, процессы, потоки, каналы и т.д.). Каждый вызов, создающий объект, возвращает вызывающему процессу результат, называемый дескриптором (небольшое целое число). Дескриптор используется впоследствии для выполнения операций с объектами. Он не должна быть передан другому процессу и использован им. При этом при определœенных обстоятельствах дескриптор должна быть дублирован и передан другому процессу защищенным способом, что предоставляет второму процессу контролируемый доступ к объекту, принадлежащему первому процессу. С каждым объектом ассоциирован дескриптор безопасности, описывающий, кто и какие действия может, а какие не может выполнять с данным объектом.

Основные функции Win 32 API для файлового ввода-вывода и соответствующие системные вызовы ОС UNIX приведены ниже.

Аналогично файловым операциям обстоит дело с операциями управления каталогами. Основные функции Win 32 API и системные вызовы UNIX для управления каталогами приведены ниже.

Способы выполнения файловых операций

Чаще всœего с одним и тем же файлом пользователь выполняет не одну, а последовательность операций. Независимо от набора этих операций операционной системе крайне важно выполнить ряд постоянных (универсальных) для всœех операций действий.

  1. По символьному имени файла найти его характеристики, которые хранятся в файловой системе на диске.
  2. Скопировать характеристики в оперативную память, поскольку только в данном случае программный код может их использовать.
  3. На основании характеристик файла проверить права пользователя на выполнение запрошенной операции.
  4. Очисть область памяти, отведенную под временное хранение характеристик файла.

Вместе с тем, каждая операция включает ряд уникальных для нее действий, к примеру, чтение определœенного набора кластеров диска, удаление файла, изменение его атрибутов и т.п.

ОС может выполнить последовательность действий над файлами двумя способами (см. рис. рис. 7.22 ).

  1. Для каждой операции выполняются как универсальные, так и уникальные действия. Такая схема иногда принято называть схемой без заполнения состояния операции (stateless).
  2. Все универсальные действия выполняются в начале и конце последовательности операций, а для каждой промежуточной операции выполняются только уникальные действия.

Рис. 7.22. Варианты выполнения последовательности действий над файлами

Подавляющее большинство файловых систем поддерживает второй способ, как более экономичный и быстрый. При этом первый способ более устойчив к сбоям в работе системы, так как каждая операция является самодостаточной и не зависит от результата предыдущей. По этой причине первый способ иногда применяется в распределœенных сетевых файловых системах, когда сбои из-за потерь пакетов или отказов одного из сетевых узлов более вероятны, чем при локальном доступе к данным.

При втором способе в ФС вводится два специальных системных вызова: open и close. Первый выполняется перед началом любой последовательности операций с файлом, а второй – после окончания работы с файлом.

Основной задачей вызова open является преобразование символьного имени файла в его уникальное числовое имя, копирование характеристик файла из дисковой области в буфер оперативной памяти и проверка прав пользователя на выполнение запрошенной операции. Вызов close освобождает буфер с характеристиками файла и делает невозможным продолжение операций с файлами без его повторного открытия.

Приведем несколько примеров системных вызовов для работы с файлами. Системный вызов create в ОС UNIX работает с двумя аргументами: символьным именем открываемого файла и режимом защиты. Так команда

fd = create ("abc", mode);

создает файл abc с режимом защиты, указанным в переменной mode. Биты mode определяют круг пользователœей, которые могут получить доступ к файлам, и уровень предоставляемого им доступа. Системный вызов create не только создает новый файл, но также открывает его для записи. Чтобы последующие системные вызовы могли получить доступ к файлу, успешный системный вызов create возвращает небольшое неотрицательное целое число – дескриптор файла – fd. В случае если системный вызов выполняется с существующим файлом, длина этого файла уменьшается до 0, а всœе содержимое теряется.

Чтобы прочитать данные из существующего файла или записать в него данные, файл сначала нужно открыть с помощью системного вызова open с двумя аргументами: символьным именем файла и режимом открытия файла (для записи, чтения или того т другого), к примеру

fd = open ("file", how);

Системные вызовы create и open возвращают наименьший неиспользуемый в данный момент дескриптор файла. Когда программа начинает выполнение стандартным образом, файлы с дескрипторами 0, 1 и 2 уже открыты для стандартного ввода, стандартного вывода и стандартного потока сообщений об ошибках.

В стандарте языка Си отсутствуют средства ввода-вывода. Все операции ввода-вывода реализуются с помощью функций, находящихся в библиотеке языка, поставляемой в составе системы программирования Си. На стандартный поток ввода ссылаются через указатель stdin, вывода – stdout, сообщений об ошибках – stderr. По умолчанию потоку ввода stdin ставится в соответствие клавиатура, а потокам stdout и stderr – экран дисплея.

Для ввода-вывода данных с помощью стандартных потоков в библиотеке Си определœены функции:

  • getchar ()/putchar () – ввод-вывод отдельного символа;
  • gets ()/ puts () – ввод-вывод строки;
  • scanf ()/ printf () – ввод-вывод в режиме форматирования данных.

Процесс в любое время может организовать ввод данных из стандартного файла ввода, выполнить символьный вызов:

read (stdin, buffer, nbyts);

Аналогично организуется вывод в стандартный файл вывода

write (stdout, buffer, nbytes).

При работе в Windows 2000 с помощью функции CreateFile можно создать файл и получить дескриптор к нему. Эту же функцию следует применять и для открытия уже существующего файла, так как в Win 32 API нет специальной функции File Open. Параметры функций, как правило, многочисленны, к примеру, функция CreateFile имеет семь параметров:

  1. указатель на имя файла, который нужно создать или открыть;
  2. флаги (биты), указывающие, может ли с этим файлом выполняться чтение, запись или то и другое;
  3. флаги, указывающие, может ли данный файл одновременно открываться несколькими процессами;
  4. указатель на описатель защиты, сообщение, кто может получать доступ к файлу;
  5. флаги, сообщающие, что делать, в случае если файл существует или, напротив - не существует;
  6. флаги, управляющие архивацией, сжатием и т.д.;
  7. дескриптор файла, чьи атрибуты должны быть клонированы для нового файла,

Fd = CreateFile ("data", GENERIC_READ, O, NULL, OPEN_EXSTING, O, NULL).

© 2024 x360ce.ru
Фотография - Информационный портал