Что нужно для оперативной памяти. Как проверить совместимость материнской платы и оперативной памяти: несколько простых способов

- это один из важнейших компонентов компьютера, от которого напрямую зависит его быстродействие. Она является своего рода рабочей областью процессора системы, в которой сохраняется временная информация, позволяющая компьютеру быстро и корректно реагировать на изменяющиеся условия различных программ и приложений. Вся информация, содержащаяся в ОЗУ (оперативное запоминающее устройство), находится там до тех пор, пока не поступит следующая информация или пока компьютер не выключится. Именно объем, и скорость приема-передачи информации являются ключевыми факторами в выборе данного компонента системы.


Для того чтобы знать, как правильно выбрать оперативную память, необходимо учитывать тип и модель процессора и материнской платы ПК. Физический модуль оперативной памяти устанавливается непосредственно на материнскую плату, которая может поддерживать только определенные типы ОЗУ. Из этого следует, что между оперативной памятью, процессором и материнской платой существует постоянная взаимосвязь, и несоответствие одного из компонентов другому нарушается правильное функционирование всей системы. И если с системной платой и процессором все понятно – компьютер просто-напросто не запуститься с несоответствующим плате процессором, то RAM-память в большинстве случаев будет работать, однако при проблемах с совместимостью будет наблюдаться неприятная картина, проявляющаяся в неестественно медленной работе компьютера.


Для того чтобы не допустить ошибки, необходимо в первую очередь посетить официальный сайт производителя материнской платы, и узнать какой тип памяти поддерживается. Далее надо разобраться с техническими характеристиками ОЗУ, зная которые можно подобрать идеально подходящую системе память.

Тип оперативной памяти

На данный момент, самым востребованным типом памяти являются DDR-модули. Они различаются по следующим техническим параметрам:

DDR SDRAM – уже морально устаревший тип памяти. Имеет небольшую тактовую частоту в 400 МГц.
- DDR2 – довольно удачное решение, которое использовалось достаточно долгое время. Имеет с двух сторон по 120 контактов, пониженное, в сравнении с DDR SDRAM, энергопотребление в 1,8 В, а также повышенную до 1066 МГц тактовую частоту. На данный момент практически не используется в современных системных платах.
- DDR3 – современный тип оперативной памяти. При сниженной, в сравнении с предыдущими поколениями, цене, имеет намного лучшие показатели: энергопотребление 1,5 В, тактовая частота до 2400 МГц.
- DDR4 –следующий шаг в развитии. Имеет улучшенные показатели по всем параметрам, однако выпуск данного модуля памяти еще не начался.

Объём оперативной памяти

Это то количество информации, которое может одновременно содержать в себе ОЗУ. Из этого следует, что чем его больше – тем лучше. Однако необходимо определиться с типом выполняемой работы на компьютере, если это офисный компьютер, то объема в 2 Гб будет достаточно, а вот игровой компьютер с мощным процессором и видеокартой требует от 4 Гб объема ОЗУ. Также следует помнить, что объем ОЗУ свыше 3 Гб будет распознан и задействован только 64-разрядной операционной системой.


Тактовая частота
Один из основных параметров ОЗУ, от его величины непосредственно зависит скорость обмена данными с процессором и чем выше частота, тем будет быстрее быстродействие. Тактовая частота ОЗУ не должна превышать тактовую материнской платы, если будет иначе, то система может выдавать сбои. Например: модуль оперативной памяти DDR3-1600 МГц, вставленный в слот системной платы DDR3-1333 МГц, будет работать именно на тактовой частоте материнской платы, при этом стабильность работы не гарантируется. Также существует понятие как пропускная способность ОЗУ, которая непосредственно зависит от частоты оперативной памяти и ее соотношение с пропускной способностью процессора влияет на общее быстродействие всей системы. В идеале, сумма пропускной способности ОЗУ должна совпадать с таковой процессора. На примере это выглядит следующим образом: для процессора с пропускной способностью в 10600 Mb/s, рекомендуется устанавливать два модуля памяти с пропускной способностью 5300 Mb/s, которые в сумме образуют пропускную способность процессора.


Тайминги
Временные задержки ОЗУ, которые указываются в виде последовательных цифр, к примеру 5-5-5, каждая из которых отвечает за свой параметр:

CAS Latency - время рабочего цикла
- RAS to CAS Delay - время полного доступа
- RAS Precharge Time - Время предварительного заряда

От этих показателей зависит скорость работы ОЗУ, и чем они ниже, тем лучше. Однако с повышением тактовой частоты ОЗУ повышаются ее тайминги, а с понижением таймингов повышается стоимость оперативной памяти, поэтому следует исходить из допустимого бюджета при выборе оперативной памяти.


Напряжение ОЗУ
Показатель, определяющий потребляемую энергию для нормальной работы ОЗУ, а соответственно тепловое выделение. Стандартным показателем для DDR3 является 1,5 В, но оверклокерские модели ОЗУ могут иметь повышенное потребление и соответственно повышенное тепловыделение, из-за чего такие модули имеют радиаторные пластины. Напряжением питания можно непосредственно управлять из BIOS, но этого не стоит делать, так как модуль ОЗУ может выйти из строя, если тот не приспособлен к таким манипуляциям.


Производители ОЗУ
При покупке вещи, в первую очередь обращается внимание на производителя оной, и если бренд качественный, то и вещь в большинстве случаев не обманет ожиданий. Тоже самое касается и оперативной памяти. Из хорошо зарекомендовавших себя производителей ОЗУ можно выделить следующих:

Corsair
Transcend
OCZ
Kingston

Эти производители всегда предоставляют только качественный продукт, а также указывают реальные характеристики своих детищ. Также следует уметь читать маркировочный код продукта, по которому можно определить все характеристики модуля памяти. К примеру, Kingston KHX 2000C9AD3T1K2/4GX, из основных параметров можно прочитать следующие:

KHX – производитель и модель
2000 – рабочая частота
9 – время рабочего цикла CAS
D3 – тип модуля DD3
4G – объем памяти 4 Gb

Кроме всего выше перечисленного необходимо знать, что если используется более одного модуля ОЗУ, то оперативная память должна быть одного производителя с одной партии и с идентичными параметрами тактовой частоты, таймингов и объема. Только в таком случае можно добиться слаженной работы модулей оперативной памяти.


Оперативная память ПК и ноутбука одинаковы по техническим характеристикам и все вышесказанное подходит как для компьютера, так и для ноутбука. Различный у них только форм-фактор, и если у ПК это DIMM, то у ноутбука - SO-DIMM. С виду они отличаются размерами - SO-DIMM в два раза короче.


Основываясь на вышеизложенной информации, можно грамотно выбрать правильный модуль ОЗУ, главное не спешить с выбором и четко разобраться в параметрах процессора, материнской платы и оперативной памяти. Подобрав подходящую оперативную память, можно за умеренную сумму в разы повысить производительность компьютера.

Если вы хотите купить ноутбук или если имеющегося объема ОЗУ Вам не хватает, и даже использование файла подкачки не позволяет выполнять необходимые задачи, то возникает резонный вопрос, как подобрать оперативную память для ноутбука. Давайте разберемся, на какие характеристики стоит обращать внимание, чтобы остаться довольным производительностью ноутбука.

ОЗУ — оперативная память.

Какой нам нужен модуль?

Выбирать придется разве что форм-фактор, потому как для ноутбуков он един – SO-DIMM (двухсторонний модуль памяти). Остальные же характеристики могут вызвать некоторые вопросы, поэтому пробежимся по основным параметрам.

Объем памяти: сколько вешать в граммах?

Если вы собираетесь запускать современные игры или ресурсоёмкие графические приложения, то вам нужно много памяти для хранения и передачи временных файлов. Можно ориентироваться на следующие параметры:

  • Ноутбук для работы с офисными приложениями, серфинга в интернете – от 1 Гб.
  • Обычный домашний ноутбук, на котором запускают игры на низких настройках и простые графические редакторы типа Photoshop – от 2 Гб.
  • Ноутбук для игр на средних настройках – от 4 Гб .
  • Мощный мультимедийный ноутбук для современных игр и ресурсоемких графических приложений – от 8 Гб.

Если у вас старый , то ставить больше 8 Гб памяти бессмысленно – лэптоп быстрее не заработает. Однако если процессор позволяет увеличить объем памяти до 8 Гб и выше, то обязательно поставьте на ноутбук 64-битную версию Windows, так как x32 не умеет работать с ОЗУ, объем которого превышает 4 Гб.

Насколько важны частота и другие параметры?

Чем выше частота, тем быстрее процессор будет получать и обрабатывать данные. Поэтому старайтесь с максимально возможной частотой, которую поддерживают материнская плата и процессор. Чтобы избежать проблем с совместимостью, выбирайте идентичные модули. Если собираетесь ставить несколько планок, лучше сразу приобрести Kit-набор, в который входят 2-3 модуля с одинаковыми характеристиками.

  • Не покупайте планки стандарта DDR4 – технология еще не до конца обкатана. Оперативная память для ноутбука DDR3 пока является лучшим, проверенным и стабильно работающим решением. Стандарта DDR5 не существует вовсе – есть только видеопамять GDDR5, которую многие ошибочно считают пятым поколением DDR .
  • Не покупайте дешевые модули от неизвестных производителей. Гарантийный срок они отрабатывают, но через пару лет могут проявиться сбои в работе.
  • Если есть поддержка двухканального режима, берите две планки меньшего объема, а не одну большего (2 по 4 Гб вместо 1 на 8 Гб). Это повысит производительность примерно на 15%.
  • При значительной разнице в цене берите память с более высокими таймингами.

Тайминг – это интервал времени, за который выполняется команда, отправляемая контроллером ОЗУ. Чем ниже тайминг, тем лучше, однако на скорость работы он влияет меньше, чем частота. Поэтому лучше взять планку с высокой частотой и чуть большей задержкой, чем наоборот.

Надеемся, вы разобрались, как выбрать оперативную память для ноутбука. Ничего сложного здесь нет – главное не гнаться за цифрами и брендами, а подходить к выбору практично и вдумчиво.

История оперативной памяти , или ОЗУ , началась в далёком 1834 году, когда Чарльз Беббидж разработал «аналитическую машину» - по сути, прообраз компьютера. Часть этой машины, которая отвечала за хранение промежуточных данных, он назвал «складом». Запоминание информации там было организовано ещё чисто механическим способом, посредством валов и шестерней.

В первых поколениях ЭВМ в качестве ОЗУ использовались электронно-лучевые трубки, магнитные барабаны, позже появились магнитные сердечники, и уже после них, в третьем поколении ЭВМ появилась память на микросхемах.

Сейчас ОЗУ выполняется по технологии DRAM в форм-факторах DIMM и SO-DIMM , это динамическая память, организованная в виде интегральных схем полупроводников. Она энергозависима, то есть данные исчезают при отсутствии питания.

Выбор оперативной памяти не является сложной задачей на сегодняшний день, главное здесь разобраться в типах памяти, её назначении и основных характеристиках.

Типы памяти

SO-DIMM

Память форм-фактора SO-DIMM предназначена для использования в ноутбуках, компактных ITX-системах, моноблоках - словом там, где важен минимальный физический размер модулей памяти. Отличается от форм-фактора DIMM уменьшенной примерно в 2 раза длиной модуля, и меньшим количеством контактов на плате (204 и 360 контактов у SO-DIMM DDR3 и DDR4 против 240 и 288 на платах тех же типов DIMM-памяти).
По остальным характеристикам - частоте, таймингам, объёму, модули SO-DIMM могут быть любыми, и ничем принципиальным от DIMM не отличаются.

DIMM

DIMM - оперативная память для полноразмерных компьютеров.
Тип памяти, который вы выберете, в первую очередь должен быть совместим с разъёмом на материнской плате. ОЗУ для компьютера делится на 4 типа – DDR , DDR2 , DDR3 и DDR4 .

Память типа DDR появилась в 2001 году, и имела 184 контакта. Напряжение питания составляло от 2.2 до 2.4 В. Частота работы – 400МГц . До сих пор встречается в продаже, правда, выбор невелик. На сегодняшний день формат устарел, - подойдёт, только если вы не хотите обновлять систему полностью, а в старой материнской плате разъёмы только под DDR.

Стандарт DDR2 вышел уже в 2003-ем, получил 240 контактов, которые увеличили число потоков, прилично ускорив шину передачи данных процессору. Частота работы DDR2 могла составлять до 800 МГц (в отдельных случаях – до 1066 МГц), а напряжение питания от 1.8 до 2.1 В – чуть меньше, чем у DDR. Следовательно, понизились энергопотребление и тепловыделение памяти.
Отличия DDR2 от DDR:

· 240 контактов против 120
· Новый слот, несовместимый с DDR
· Меньшее энергопотребление
· Улучшенная конструкция, лучшее охлаждение
· Выше максимальная рабочая частота

Также, как и DDR, устаревший тип памяти - сейчас подойдёт разве что под старые материнские платы, в остальных случаях покупать нет смысла, так как новые DDR3 и DDR4 быстрее.

В 2007 году ОЗУ обновились типом DDR3 , который до сих пор массово распространён. Остались всё те же 240 контактов, но слот подключения для DDR3 стал другим – совместимости с DDR2 нет. Частота работы модулей в среднем от 1333 до 1866 МГц . Встречаются также модули с частотой вплоть до 2800 МГц .
DDR3 отличается от DDR2:

· Слоты DDR2 и DDR3 несовместимы.
· Тактовая частота работы DDR3 выше в 2 раза – 1600 МГц против 800 МГц у DDR2.
· Отличается сниженным напряжением питания – порядка 1.5В, и меньшим энергопотреблением (в версии DDR3L это значение в среднем ещё ниже, около 1.35 В).
· Задержки (тайминги) DDR3 больше, чем у DDR2, но рабочая частота выше. В целом скорость работы DDR3 на 20-30% выше.

DDR3 - на сегодня хороший выбор. Во многих материнских платах в продаже разъёмы под память именно DDR3, и в связи с массовой популярностью этого типа, вряд ли он скоро исчезнет. Также он немного дешевле DDR4.

DDR4 – новый тип ОЗУ, разработанный только в 2012 году. Является эволюционным развитием предыдущих типов. Пропускная способность памяти снова повысилась, теперь достигая 25,6 Гб/с. Частота работы также поднялась – в среднем от 2133 МГц до 3600 МГц . Если же сравнивать новый тип с DDR3, который продержался на рынке целых 8 лет и получил массовое распространение, то прирост производительности незначителен, к тому же далеко не все материнские платы и процессоры поддерживают новый тип.
Отличия DDR4:

· Несовместимость с предыдущими типами
· Пониженно напряжение питания – от 1.2 до 1.05 В, энергопотребление тоже снизилось
· Рабочая частота памяти до 3200 МГц (может достигать 4166 МГц в некоторых планках), при этом, конечно, выросшие пропорционально тайминги
· Может незначительно превосходить по скорости работы DDR3

Если у вас уже стоят планки DDR3, то торопиться менять их на DDR4 нет никакого смысла. Когда этот формат распространится массово, и все материнские платы уже будут поддерживать DDR4, переход на новый тип произойдёт сам собой с обновлением всей системы. Таким образом, можно подытожить, что DDR4 – скорее маркетинг, чем реально новый тип ОЗУ.

Какую частоту памяти выбрать?

Выбор частоты нужно начинать с проверки максимально поддерживаемых частот вашим процессором и материнской платой. Частоту выше поддерживаемой процессором имеет смысл брать только при разгоне процессора.

На сегодняшний день не стоит выбирать память с частотой ниже 1600 МГц. Вариант 1333 МГц допустим в случае DDR3, если это не завалявшиеся у продавца древние модули, которые явно будут медленнее новых.

Оптимальный вариант на сегодня - это память с интервалом частот от 1600 до 2400 МГц . Частота выше почти не имеет преимущества, но стоит гораздо дороже, и как правило является разогнанными модулями с поднятыми таймингами. Для примера, разница между модулями в 1600 и 2133 Мгц в ряде рабочих программ будет не более 5-8 %, в играх разница может быть ещё меньше. Частоты в 2133-2400 Мгц стоит брать, если вы занимаетесь кодированием видео/аудио, рендерингом.

Разница же между частотами в 2400 и 3600 Мгц обойдётся вам довольно дорого, при этом не прибавив ощутимо скорости.

Какой объём оперативной памяти брать?

Объём, который вам понадобится, зависит от типа работы, производимой на компьютере, от установленной операционной системы, от используемых программ. Также не стоит упускать из виду максимально поддерживаемый объём памяти вашей материнской платой.

Объём 2 ГБ - на сегодняшний день, может хватить разве что только для просмотра интернета. Больше половину будет съедать операционная система, оставшегося хватит на неторопливую работу нетребовательных программ.

Объём 4 ГБ
– подойдёт для компьютера средней руки, для домашнего пк-медиацентра. Хватит, чтобы смотреть фильмы, и даже поиграть в нетребовательные игры. Современные – увы, с потянет с трудом. (Станет лучшим выбором, если у вас 32-разрядная операционная система Windows, которая видит не больше 3 ГБ оперативной памяти)

Объём 8 ГБ (или комплект 2х4ГБ) – рекомендуемый объём на сегодня для полноценного ПК. Этого хватит для почти любых игр, для работы с любым требовательным к ресурсам софтом. Лучший выбор для универсального компьютера.

Объём 16 ГБ (или наборы 2х8ГБ , 4х4ГБ)- будет оправданным, если вы работаете с графикой, тяжёлыми средами программирования, или постоянно рендерите видео. Также отлично подойдёт для ведения онлайн-стримов – здесь с 8 ГБ могут быть подвисания, особенно при высоком качестве видео-трансляции. Некоторые игры в высоких разрешениях и с HD-текстурами могут лучше себя вести с 16 ГБ оперативной памяти на борту.

Объём 32 ГБ (набор 2х16ГБ , или 4х8ГБ)– пока очень спорный выбор, пригодится для каких-то совсем экстремальных рабочих задач. Лучше будет потратить деньги на другие комплектующие компьютера, это сильнее отразится на его быстродействии.

Режимы работы: лучше 1 планка памяти или 2?

ОЗУ может работать в одно-канальном, двух-, трёх- и четырёх-канальном режимах. Однозначно, если на вашей материнской плате есть достаточное количество слотов, то лучше взять вместо одной планки памяти несколько одинаковых меньшего объёма. Скорость доступа к ним вырастет от 2 до 4 раз.

Чтобы память работала в двухканальном режиме, нужно устанавливать планки в слоты одного цвета на материнской плате. Как правило, цвет повторяется через разъём. Важно при этом, чтобы частота памяти в двух планках была одинаковой.

- Single chanell Mode – одноканальный режим работы. Включается, когда установлена одна планка памяти, или разные модули, работающие на разной частоте. В итоге память работает на частоте самой медленной планки.
- Dual Mode – двухканальный режим. Работает только с модулями памяти одинаковой частоты, увеличивает скорость работы в 2 раза. Производители выпускают специально для этого комплекты модулей памяти , в которых может быть 2 или 4 одинаковых планки.
- Triple Mode – работает по тому же принципу, что и двух-канальный. На практике не всегда быстрее.
- Quad Mode - четырёх-канальный режим, который работает по принципу двухканального, соответственно увеличивая скорость работы в 4 раза. Используется, там где нужна исключительно высокая скорость - например, в серверах.

- Flex Mode – более гибкий вариант двухканального режима работы, когда планки разного объёма, а одинаковая только частота. При этом в двухканальном режиме будут использоваться одинаковые объёмы модулей, а оставшийся объём будет функционировать в одноканальном.

Нужен ли памяти радиатор?

Сейчас уже давно не те времена, когда при напряжении в 2 В достигалась частота работы в 1600 МГц, и в результате выделялось много тепла, которое надо было как-то отводить. Тогда радиатор мог быть критерием выживаемости разогнанного модуля.

В настоящее время же энергопотребление памяти сильно снизилось, и радиатор на модуле может быть оправдан с технической точки зрения, только если вы увлекаетесь оверклокингом, и модуль будет работать у вас на запредельных для него частотах. Во всех остальных случаях радиаторы можно оправдать, разве что, красивым дизайном.

В случае, если радиатор массивный, и заметно увеличивает высоту планки памяти – это уже существенный минус, поскольку он может помешать вам поставить в систему процессорный суперкулер. Существуют, кстати, специальные низкопрофильные модули памяти , предназначенные для установки в компактные корпуса. Они несколько дороже модулей обычного размера.



Что такое тайминги?

Тайминги , или латентность (latency) – одна из самых важных характеристик оперативной памяти, определяющих её быстродействие. Обрисуем общий смысл этого параметра.

Упрощённо оперативную память можно представить, как двумерную таблицу, в которой каждая ячейка несёт информацию. Доступ к ячейкам происходит по указанию номера столбца и строки, и указание это происходит при помощи стробирующего импульса доступа к строке RAS (Row Access Strobe ) и стробирующего импульса доступа к столбцу CAS (Acess Strobe ) путём изменения напряжения. Таким образом, за каждый такт работы происходят обращения RAS и CAS , и между этими обращениями и командами записи/чтения существуют определённые задержки, которые и называются таймингами.

В описании модуля оперативной памяти можно увидеть пять таймингов, которые для удобства записываются последовательностью цифр через дефис, например 8-9-9-20-27 .

· tRCD (time of RAS to CAS Delay) - тайминг, который определяет задержку от импульса RAS до CAS
· CL (timе of CAS Latency) - тайминг, определяющий задержку между командой о записи/чтении и импульсом CAS
· tRP (timе of Row Precharge) - тайминг, определяющий задержку при переходах от одной строки к следующей
· tRAS (time of Active to Precharge Delay) - тайминг, который определяет задержку между активацией строки и окончанием работы с ней; считается основным значением
· Command rate – определяет задержку между командой выбора отдельного чипа на модуле до команды активации строки; этот тайминг указывают не всегда.

Если говорить ещё проще, то о таймингах важно знать только одно – чем их значения меньше, тем лучше. При этом планки могут иметь одинаковую частоту работы, но разные тайминги, и модуль с меньшими значениями всегда будет быстрее. Так что стоит выбирать минимальные тайминги, для DDR4 ориентиром средних значений будут тайминги 15-15-15-36, для DDR3 - 10-10-10-30. Также стоит помнить, что тайминги связаны с частотой памяти, так что при разгоне скорее всего придётся поднять и тайминги, и наоборот - можно вручную опустить частоту, снизив при этом тайминги. Выгоднее всего обращать внимание на совокупность этих параметров, выбирая скорее баланс, и не гнаться за крайними значениями параметров.

Как определиться с бюджетом?

Располагая большей суммой, вы сможете позволить себе больший объём оперативной памяти. Основное отличие дешёвых и дорогих модулей будет в таймингах, частоте работы, и в бренде – известные, разрекламированные могут стоить немного дороже noname модулей непонятного производителя.
Кроме того, дополнительных денег стоит радиатор, установленный на модули. Далеко не всем планкам он нужен, но производители сейчас на них не скупятся.

Цена будет также зависеть от таймингов, чем они ниже- тем выше скорость, и соответственно, цена.

Итак, имея до 2000 рублей , вы сможете приобрести модуль памяти объёмом 4 ГБ, или 2 модуля по 2 ГБ, что предпочтительнее. Выбирайте в зависимости от того, что позволяет конфигурация вашего пк. Модули типа DDR3 обойдутся почти вдвое дешевле чем DDR4. При таком бюджете разумнее брать именно DDR3.

В группу до 4000 рублей входят модули объёмом в 8 ГБ, а также наборы 2х4 ГБ. Это оптимальный выбор для любых задач, кроме профессиональной работы с видео, и в любых других тяжёлых средах.

В сумму до 8000 рублей обойдётся объём памяти в 16 ГБ. Рекомендуется для профессиональных целей, или для заядлых геймеров - хватит даже про запас, в ожидании новых требовательных игр.

Если не проблема потратить до 13000 рублей , то самым лучшим выбором будет вложить их в набор из 4 планок по 4 ГБ. За эти деньги можно выбрать даже радиаторы покрасивее, возможно для последующего разгона.

Больше 16 ГБ без цели работы в профессиональных тяжёлых средах (да и то не во всех) брать не советую, но если очень хочется, то за сумму от 13000 рублей вы сможете залезть на Олимп, приобретя комплект на 32 ГБ или даже 64 ГБ . Правда, смысла для рядового пользователя или геймера в этом будет не много – лучше потратить средства, скажем, на флагманскую видеокарту.

Думаю, ни для кого не является секретом, что оперативная память — это важный компонент геймерской системы, и на быстродействие в играх влияют сразу несколько параметров ОЗУ. Например, не так давно лаборатория 3DNews выяснила, что центральные процессоры AMD Ryzen очень чувствительны к частоте DDR4. Тестирование показало: использование быстрой памяти DDR4-3200 в сравнении со стандартной DDR4-2133 при одинаковых таймингах увеличивает FPS в играх на 12-16% в зависимости от приложения. Поэтому, если вы хотите выжать максимум из своей системы, покупка быстрого комплекта ОЗУ — это один из самых действенных вариантов.

На производительность влияет не только частота, но и задержки. И все же самый важный параметр оперативной памяти — это объем. Если в случае использования медленного комплекта мы лишаемся единиц FPS, то при нехватке определенного количества гигабайтов игра либо будет тормозить, либо не запустится вовсе. Поэтому мы решили выяснить, сколько ОЗУ необходимо игровому компьютеру в 2017 году. Очевидно, что основная «баталия» развернется между комплектами объемом 8 и 16 Гбайт.

Наглядный пример — пользователь произвел апгрейд своего компьютера, дополнив имеющуюся конфигурацию видеокартой уровня GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Теперь его системный блок полностью соответствует рекомендуемым требованиям Watch_Dogs 2, в которую так хотелось поиграть. Однако даже без применения максимальных настроек качества графики времяпрепровождение в любимой «песочнице» было омрачено то и дело появляющимися микрозависаниями. И вроде GeForce GTX 1060 отлично справляется со своей работой, так как средний показатель держится в районе 50 FPS, но все впечатление портят эти просадки! Оказывается, к возникновению визуально заметного падения частоты кадров причастна нехватка оперативной памяти, потому что добавление еще 8 Гбайт отчасти решило эту проблему — при тех же настройках и с той же видеокартой играть стало комфортнее.

Главная тема обозначена, но, на мой взгляд, не менее важно ответить еще на один вопрос: исправит ли ситуацию с нехваткой оперативной памяти в играх использование быстрого файла подкачки?

⇡ Современные игровые платформы

Под определение «игровой компьютер» попадает очень большое число конфигураций. Например, в ежемесячной рубрике « » рассматриваются десять различных систем. В состав самой недорогой входят Pentium G4560, GeForce GTX 1060 3 Гбайт и 8 Гбайт DDR4. Использование такого объема оперативной памяти — самый распространенный вариант, если верить официальной статистике игрового клиента Steam. Но современные платформы позволяют устанавливать 64 и даже 128 Гбайт ОЗУ.

Актуальные игровые платформы
Intel AMD
Сокет LGA1155 LGA2011 LGA1150 LGA2011-v3 LGA1151 AM3+ FM2/2+ AM4
Год поступления в продажу 2011 год 2011 год 2013 год 2014 год 2015 год 2011 год 2012 год 2017 год
Поддерживаемые процессоры Sandy Bridge, Ivy Bridge Sandy Bridge-E,
Ivy Bridge-E
Haswell, Haswell Refresh и Devil"s Canyon, Broadwell Haswell-E, Broadwell-E Skylake, Kaby Lake Zambezi, Vishera Trinity, Richland, Kaveri, Godavari (Kaveri Refresh) Ryzen, AMD 7th Generation A-series/Athlon
Контроллер памяти DDR3-1066/1333 DDR3-1066/1333
/1600/1866
DDR3-1333/1600 DDR4-2133/2400 DDR4-1866/2133/
2400, DDR3L-1333/1600
DDR3-1066/1333/
1600/1866
DDR3-1600/1866/
2400
DDR4-2133/2400/
2666
Встроенный, двух-канальный Встроенный, четырех-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, четыре-хканальный Встроенный, двух-
канальный
Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный
Максимальный объем оперативной памяти 32 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт Haswell-E— 64 Гбайт Broadwell-E — 128 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт 64 Гбайт 64 Гбайт

Даже сейчас, без тестирования, можно смело заявить: указанный максимальный объем оперативной памяти избыточен для игровых конфигураций, хотя сфера развлечений и является в последнее время наиболее активным двигателем компьютерного прогресса. Как уже было сказано, большинство пользователей устанавливают в свои системы 8 или 16 Гбайт. В таблице перечислены как самые современные (LGA1151, LGA2011-v3, AM4), так и проверенные временем платформы, которые вполне можно отнести к разряду игровых в 2017 году. В большинстве случаев центральные процессоры AMD и Intel используют двухканальные контроллеры оперативной памяти. Это значит, что на материнских платах под соответствующую платформу используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2011 и LGA2011-v3 четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ соответственно. Для процессоров Haswell-E и Broadwell-E есть и «экзотическое» исключение из правил — ASRock X99E-ITX/ac.

Двухканальный режим встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевает использование четного количества модулей. Для того чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые материнки располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов H110, B250 и A320 для процессоров Kaby Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS Maximus IX Apex. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ: 32 Гбайт для процессоров Skylake, Kaby Lake и Ryzen; 16 Гбайт для процессоров Haswell, Broadwell, Sandy Bridge, Ivy Bridge и Vishera. Учитывайте этот момент при апгрейде или при сборке системного блока с нуля.

⇡ Тестовый стенд

Во время всех испытаний использовалась платформа LGA1151 вместе с процессором Core i7-7700K, разогнанным до 4,5 ГГц. Менялись видеокарты, оперативная память и накопители. Полный перечень комплектующих представлен в таблице.

Конфигурация тестового стенда
Центральный процессор Intel Core i7-7700K @4,5 ГГц
Материнская плата ASUS MAXIMUS IX Hero
Оперативная память Kingston HyperX Predator HX430C15PB3K4/64, DDR4-3000, 4 × 16 Гбайт
Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16, DDR4-2133, 2 × 8 Гбайт
Накопители Western Digital WD1003FZEX, 1 Тбайт
Samsung 850 Pro
Видеокарты ASUS GeForce GTX 1060 (DUAL-GTX1060-3G), 3 Гбайт
ASUS Radeon RX 480 (DUAL-RX480-O4G), 4 Гбайт
Блок питания Corsair AX1500i, 1500 Вт
Процессорный кулер Noctua NH-D9DX
Корпус Lian Li PC-T60A
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для видеокарт
AMD Crimson ReLive Edition 17.4.2
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 381.65
Дополнительное ПО
Удаление драйверов Display Driver Uninstaller 17.0.6.1
Измерение FPS Fraps 3.5.99
FRAFS Bench Viewer
Action! 2.3.0
Разгон и мониторинг GPU-Z 1.19.0
MSI Afterburner 4.3.0
Дополнительное оборудование
Тепловизор Fluke Ti400
Шумомер Mastech MS6708
Ваттметр watts up? PRO

⇡ Потребление оперативной памяти в современных играх

Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно. Существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемого ОЗУ зависит от нескольких параметров, а потому может заметно отличаться на разных системах. Так, вместе с запуском игр не перестает работать и различный софт.

Например, открытие всего десяти вкладок Chrome приводит к увеличению потребления оперативной памяти на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже давно стали «мемом», но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.

Недавно я провел сравнительное тестирование GeForce GTX 1060 3 Гбайт и Radeon RX 470 4 Гбайт. Среди пользователей бытует мнение, что дополнительный гигабайт видеопамяти — это еще один довод в пользу графического адаптера AMD. Небольшой эксперимент показал, что из двенадцати игр ровно половина потребляет больше четырех гигабайт видеопамяти в разрешении Full HD. В стенде использовался ускоритель GeForce GTX 1080 с 8 Гбайт GDDR5. Получается, что в случае нехватки видеопамяти все данные, которые не поместились в ячейки GDDR5, будут помещены в ОЗУ. Некоторые игры сразу же информируют пользователя о превышении лимита видеопамяти. Некоторые — GTA V, HITMAN, Battlefield 1 — элементарно не дадут выставить более высокое качество графики, пока пользователь сам не снимет специальный «предохранитель» в меню с настройками. Поэтому для более детального изучения вопроса необходимо использовать несколько видеокарт. Мой выбор остановился на трех ходовых моделях NVIDIA: GeForce GTX 1060 с 3 и 6 Гбайт GDDR5, а также GeForce GTX 1080.

Настройки графики в играх
API Качество Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080 / 2560 × 1440 / 3840 × 2160
1 «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности DirectX 11 Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл AA
2 Mass Effect Andromeda, первое задание Макс. качество Временное сглаживание
3 Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA + FXAA
4 GTA V, город и окрестности Макс. качество 4 × MSAA + FXAA
5 Rise of the Tomb Raider, советская база Макс. качество SMAA
6 Watch_Dogs 2, город и окрестности Ультра, HBAO+ Временное сглаживание 2 × MSAA
7 Fallout 4, Даймонд-сити и окрестности Макс. качество, текстуры высокого разрешения, осколки от пуль выкл. TAA
8 HITMAN, встроенный бенчмарк DirectX 12 Макс. качество SMAA
9 Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк Макс. качество 4 × MSAA
10 Battlefield 1, миссия «Работа для молодых» Ультра TAA
11 Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» Макс. качество 2 × MSAA
12 Sid Meier’s Civilization VI, встроенный бенчмарк Ультра 8 × MSAA
13 Star Wars Battlefront, карта «Битва на Эндоре» Макс. качество TAA
14 Tom Clancy"s The Division, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA
15 DOOM, миссия OИК Vulkan Ультра TSSAA 8TX

Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin и Uplay, а также «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.

Высказанное ранее предположение стало фактом — уже в разрешении Full HD мы видим, что с применением 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060 планку в 8 Гбайт ОЗУ преодолели девять игр из пятнадцати. То есть больше половины. Те же самые игры, запускаемые на стендах с GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1080, оказались менее «прожорливыми» по части оперативной памяти.

При увеличении разрешения тенденция сохранилась — уже тринадцать из пятнадцати игр потребляли больше 8 Гбайт оперативной памяти в стенде с установленной GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Стабильно больше 10 Гбайт ОЗУ потреблялось в семи проектах. Заметно возросла загрузка оперативки и в случае использования в стенде GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Значит, играм при заданных нами настройках качества графики уже недостаточно шести гигабайт видеопамяти.

Тестирование в разрешении Ultra HD проводилось только с участием GeForce GTX 1080, потому что использовать версии GeForce GTX 1060 в таком разрешении нет никакого смысла — графические процессоры этих видеокарт элементарно не справятся с возросшей нагрузкой.

Результаты оказались вполне прогнозируемыми. Можно смело констатировать: многие современные ААА-проекты на близких к максимальным настройках качества графики потребляют больше 8 Гбайт оперативной памяти. Кроме того, замеры в Rise of the Tomb Raider, Watch_Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect Andromeda демонстрируют отсутствие серьезного запаса прочности при наличии в системе и 16 Гбайт ОЗУ. К тому же тестирование проводилось с минимумом активных приложений в Windows 10. На мой взгляд, есть все предпосылки к тому, что в скором времени появятся проекты, которым будет недостаточно 16 Гбайт оперативной памяти при максимальных или близких к ним настройках качества графики.

Думаю, многие уже обратили внимание на тот факт, что я рассмотрел всего один сценарий — игры на максимальных (или близких к ним) настройках качества графики. Однако большинство геймеров пользуются менее производительными видеокартами, а потому используют различные режимы качества.

Компьютерные игры тем и хороши, что, как правило, обладают большим количеством настроек, которые ухудшают или улучшают качество выдаваемой картинки. Например, в Deus Ex: Mankind Divided заложено пять заранее запрограммированных режимов: «Низкие», «Средние», «Высокие», «Очень высокие» и «Ультра». Подобными категориями пользуются многие разработчики. Обратите внимание, что достаточно тяжело (иногда даже нереально) на глаз определить, где выставлено высокое качество, а где — очень высокое. Таким образом, выкручивать ползунки до максимума в ряде игр нет никакого смысла. А видеопамяти и ОЗУ при этом используется заметно меньше.

Из списка игр, которые на максимальных (или близких к ним) настройках качества потребляли больше всего оперативной памяти, я выбрал пять приложений: Watch_Dogs 2, Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и Ghost Recon Wildlands. Используя все те же видеокарты NVIDIA, я измерял потребление оперативной памяти при активации заранее заготовленных разработчиками режимов. В некоторых играх (Watch_Dogs 2 и Ghost Recon Wildlands) при изменении общего качества графики автоматически меняется и сглаживание. В других приложениях параметр антиалиасинга необходимо задавать отдельно. Собственно говоря, в Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided для этой части эксперимента сглаживание не использовалось вообще. Результаты занесены в сводную таблицу.

Зеленым цветом выделены области, в которых зафиксирован отрадный факт — игры при активации определенного режима качества графики потребляют меньше 8 Гбайт оперативной памяти. Таблица наглядно показывает, что выставление параметров «Высокий» и «Средний» подходит для видеокарт, у которых видеопамяти 4 Гбайт и меньше, для графических адаптеров с 6+ Гбайт GDDR5 — тем более.

Заметно и резкое падение потребления ОЗУ в Rise of the Tomb Raider при использовании 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Мы видим логичное подтверждение тому факту, что при использовании режима качества картинки «Высокое» игра требует меньше видеопамяти, чем на «максималках».

Конечно же, сказывается на потреблении видеоОЗУ и системной памяти и отключение сглаживания, которое должно устранить неровности (лесенки) по краям объектов. Антиалиазинг — это один из параметров, критичный к объему видеопамяти. Поэтому в игровой системе с 8 Гбайт ОЗУ и графическим ускорителем с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти есть смысл выключать сглаживание или же использовать «легкие» режимы, если такие поддерживаются приложением.

Текстуры — это второй параметр, критичный к объему видеопамяти, а следовательно, и оперативной памяти. Использование текстур низкого разрешения заметно портит изображение, но в то же время особой разницы между режимами «Высокое» и «Очень высокое» в Rise of the Tomb Raider не наблюдается (в других играх — тоже). Поэтому при нехватке видеопамяти и ОЗУ и этим параметром вполне можно пожертвовать ради достижения комфортного фреймрейта.

Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт
Качество текстур
Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) Watch_Dogs 2 (общие настройки качества — режим "Ультра", но без сглаживания) Deus Ex: Mankind Divided (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания)
Очень высокое 11600 Ультра 11000 Ультра 11000
Высокое 6900 Высокое 9700 Очень высокое 9600
Среднее 6400 Среднее 8800 Высокое 7800
Низкое 6200 Низкое 7800 Среднее 7100
Низкое 6900
Тени
Очень высокое 10700 HFTS 11600 Очень высокое 11000
Высокое 10500 PCSS 11000 Высокое 10900
Среднее 10300 Ультра 11000 Среднее 10800
Выкл. 10300 Очень высокое 11000
Высокое 10400
Среднее 10400
Низкое 10300

Настроек изображения в компьютерных играх очень много. Разработчики тесно сотрудничают с производителями железа — AMD, NVIDIA и Intel, а потому приложения изобилуют разным количеством всевозможных опций. Например, в Rise of the Tomb Raider реализован режим PureHair, который заметно преображает прически персонажей этой игры. А еще используются различные технологии преграждения окружающего света (SSAO, HBAO, HBAO+, VXAO и так далее), которые затемняют впадины и углы, добавляя им визуальной глубины.

Все эти настройки в той или иной степени влияют на потребление видеопамяти и ОЗУ. Однако не так сильно, как сглаживание, тени и размер текстур.

Вроде бы ответ на основной вопрос получен: замеры потребления оперативной памяти показывают, что 16 Гбайт — наше все, если вы планируете играть с максимальными настройками качества графики. С другой стороны, есть доказательство того, что и 8 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для любого современного проекта — требуется лишь снизить качество изображения. Чаще всего достаточно выставить режим «Высокое» или «Среднее». По мнению автора, картинка при этом будет все равно вполне приемлемого уровня. Однако интересно узнать, как поведут себя типовые игровые системы при нехватке ОЗУ? Этому вопросу посвящена вторая часть эксперимента.

Ноутбуки - мобильные компьютеры, которые в последнее время становятся популярнее классических персональных компьютеров и моноблоков. Ничего удивительного в этом нет, ибо пользователь получает сопоставимое по мощности, транспортабельное устройство по принципу "все-в-одном". Здесь уже есть и веб-камера, и Wi-Fi передатчик, и Bluetooth. Ноутбуки еще и гораздо удобнее обычных ПК. А некоторые из них даже могут быть подвергнуты "апгрейду" (улучшению). Об этом и пойдет речь. А конкретно - о том, какая для ноутбука будет предпочтительнее. На что следует обратить внимание при покупке "оперативки"?

Разница между DDR3 и DDR2

В принципе, DDR3 - уже довольно устаревший стандарт. Но большинство устройств пока используют его, поскольку четвертая версия не настолько распространена. Главное отличие "тройки" от предыдущего поколения - скорость работы. этого стандарта показывает чудеса производительности по сравнению со своими "прародителями". Да и рабочие частоты заметно увеличились, что не могло не сказаться на скорости. Но главное различие - в таймингах и оптимизации. На данный момент DDR3 - самая производительная "оперативка" (за исключением "четверки"). Именно поэтому оперативная - DDR3. И никакая другая.

Стоит еще учесть, что между модулями памяти для стационарного ПК и ноутбука существует различие, которое выражается в размерах самого модуля и рабочих микросхем. Поэтому "ноутбучная" версия памяти, как правило, несколько слабее "полноразмерной". Но сие не так важно. Итак, что нужно знать, чтобы правильно выбрать такой компонент, для ноутбука DDR3? Рассмотрим нужные характеристики.

На что обратить внимание при покупке памяти?

Выбирая модуль памяти, следует ориентироваться на тот диапазон частот и объем, который поддерживается вашей материнской платой. Узнать всю информацию о плате можно при помощи программы AIDA64. Оперативная память для ноутбука DDR3 4GB (или больше) может и не подойти вашей машине по частотам. Хотя, если брать во внимание современные лэптопы, то с этим параметром проблем быть не должно. Обычная рабочая частота самой простой "оперативки" - 1066 мегагерц. Но это далеко не предел. Часто бывает, что такие ограничения условны. Память запросто сможет работать и на 1333 мегагерцах.

Также важно знать максимальный объем оперативной памяти, который можно установить в ваш ноутбук. Стандартный объем для бюджетных устройств - 16 гигабайт. Если вы собираетесь установить два модуля (а двухканальный режим всегда лучше) общим объемом 8 Гигабайт, то обязательное условие - оперативная память DDR3 4 Гб для ноутбука должна быть от одного производителя (оба модуля). Иначе возможен конфликт компонентов. Также нужно запомнить, что в бюджетные ноутбуки поставить модуль памяти с собственным радиатором не получится. Так что не стоит и переплачивать. А теперь рассмотрим лучшие варианты от известнейших производителей.

Kingston ValueRAM 8GB DDR3

Это хороший модуль памяти, работающей на частоте 1600 мегагерц. Этим и объясняется его относительно высокая стоимость. Но эта оперативная память для ноутбука DDR3 обеспечит нереальное быстродействие вашей машины. Особенно два таких модуля, работающих в двухканальном режиме. Память способна выдержать даже "разгон". И это ее главное преимущество. Многие также выбирают эти модули памяти из-за исключительной надежности. Известно, что эта оперативная память способна пережить многое.

Kingston 4GB DDR3 PC3-10600

Оперативная память для ноутбука DDR3 - 1333 мегагерц. Причем этот бюджетный модуль может использоваться в самых дешевых моделях. Он без труда устанавливается даже в самый замысловатый корпус и способен обеспечить плавную работу любой операционной системы. Однако для требовательных игр сего модуля не хватит. Да и объем маловат - всего 4 гигабайта. Даже с двумя аналогичными модулями общий объем составит всего 8 гигабайт, что очень мало для современных игр. Но для работы такого модуля за глаза хватит.

Corsair Mac Memory 4GB DDR3 PC3-8500

Оперативная память для ноутбука DDR3 - 1066 мегагерц. Наверное, самый дешевый модуль из всех ныне существующих. Его стоимость, вероятно, соответствует его рабочей частоте - 1066 мегагерц. Эта оперативная память может использоваться только в старых ноутбуках. В новые модели ее, конечно, можно установить, но вместо прироста производительности пользователь получит ее спад. Ибо рабочие частоты сильно различаются. Итак, целевая аудитория этого модуля - владельцы устаревших машин, которые используют свои лэптопы исключительно для работы.

Kingston HyperX Impact 8GB DDR3 PC3-17000

А вот это самая "крутая" оперативная память для ноутбука DDR3. Ее особенность заключается в рабочей частоте. Она составляет целых 2133 мегагерц. Это абсолютный рекорд в мире мобильных компьютеров. Неудивительно, что стоит такой модуль приличных денег. Его объема в 8 гигабайт хватит для всего. Особенно в том случае, если установить два таких модуля и заставить оперативную память работать в двухканальном режиме. Прирост производительности будет просто фантастическим. Если позволит видеокарта, то запустить современные игрушки не составит никакого труда.

Заключение

Оперативная память для ноутбука DDR3 - сейчас самый распространенный тип памяти в мире мобильных компьютеров. Эти модули могут функционировать на нереально высокой частоте, способны иметь внушительный объем и прекрасно показывают себя, работая в многоканальном режиме. Линейка модулей весьма обширна. Она включает в себя как бюджетные низкочастотные модели, так и дорогие "планки" с высокой частотой работы и возможностью разгона. Выбор какой-то конкретной модели целиком и полностью зависит от пользователя и его финансовых возможностей.

© 2024 x360ce.ru
Фотография - Информационный портал